пятница, 11 ноября 2016 г.

Музыка, рожденная страхом

Статья, написанная мной для журнала Metal Art в начале 2007 года,
получает второе рождение здесь, на моем блоге.
В 2006 году вышел первый фильм Сайлент Хилл, а через пол-года повилась эта статья, открывшая многим музыку Акиры.

Reborn of my old article about the great composer Akira Yamaoka.
About 10 years ago this amazing music was "opened" for belorussian listeners...

*кликабельно*
*click on to enlarge*


Мы ждали тебя,
Чтобы ты это услышал...


        Если привычный мир превращается в пепел, если ночные кошмары становятся неизбежной реальностью, если иной мир выбрал именно тебя, ты останавливаешься и прислушиваешься. И рождается страх. А из глубины страха поднимаются звуки,…


       …созданные талантом и воображением японского композитора Акиры Ямаока. Мелодии, сотканные из шепота тишины и тумана, из боли и ужаса, из черных нитей человеческой души. Они явились уникальным по своему эмоциональному воздействию саундтреком к игровому сериалу «Silent Hill» в жанре horror/action и одноименному кинофильму, снятому французским режиссером Кристофом Гансом по мотивам этих игр. Фильм как две капли воды похож на первую часть игры, с той лишь разницей, что главный герой заменен на героиню, в роли которой снялась австралийская актриса Рада Митчел. При съемках ставка делалась на сохранение атмосферы города и музыку, это и обеспечило фильму успех. Возможно, именно потому, что многие создатели игры принимали непосрественное участие и в работе над фильмом, в частности Акира Ямаока и явился композитором фильма, на наше счастье, не передав эту роль кому-то другому…


Гончар Акира.



          Композитор и автор музыки, потрясшей воображение даже самых искушенных слушателей, композитор, который никогда не учился музыкальному искусству профессионально, но вложил в него всю свою душу, появился на свет 6 февраля 1968 года в Токио (Япония). Сквозь бесконечное множество безумных мыслей и идей прошли первые 19 лет его светлой жизни. Он даже закончил Токийский колледж искусств, где изучал дизайн продуктов и интерьера. Желая начать самостоятельную и взрослую жизнь, Акира мечтал стать… гончаром! Поэтому, большую часть свободного времени посвящал работе с керамикой. Причем, Ямаока умудрялся совмещать с гончарством занятия музыкой. Еще в школьные годы он играл в местной punk-rock группе, и во время учебы в колледже юноше приходилось разрываться между гитарой и керамическими горшками. Но музыка взяла верх, и в 19 лет Акира отправился в магазин, вернулся из которого с компьютером, по его словам «купленным для домашнего развлечения и самостоятельного создания музыки». Тогда он еще и не подозревал, что именно написание саундтреков к компьютерным играм принесет ему мировую известность. Оставив мечты стать великим японским гончаром, Акира решил быть звуковым дизайнером, то есть подбирать и составлять спецэффекты.
  

          Именно в этом он действительно чувствовал свой талант. К Konami, кампании, давшей жизнь серии horror-игр «Silent Hill», Акира Ямаока присоединился, уже имея опыт работы внештатным композитором в других студиях и не только в игровых проектах. А произошло это в 1993 году, 12 сентября. И именно с этого момента его карьера пошла в гору. Ведь благодаря «Silent Hill», для которого он написал всю(!) музыку и звуковые эффекты, а в третьей и четвертой частях игры  выступил и как продюссер, Акира стал всемирно известным композитором. Вживую музыку из «Silent Hill 2» можно было услышать на третьем Симфоничском концерте музыки из видеоигр (2005) в Лейпциге, Германия. Ямаока также исполнял музыку из «Silent Hill» и на мировой премьере «Симфонии видеоигр» (англ.  «PLAY! A Video Game Symphony») 27 мая, 2006 года в Чикаго, штат Иллинойс, США, и даже сыграл там композицию на электрогитаре под аккомпанемент оркестра. А в январе 2006 года вышел первый сольный альбом Акиры «iFUTURELIST». Но, безусловно, самым большим и даже бесценным достижением композитора является создание саундтрека к играм «Silent Hill», ориганиального, основанного на контрастах казалось бы несовместимых эмоций, затрагивающего самые нежные струны души…

Мир звуков.

          Поговорив о предыстории создания, обратим же наши взоры и уши на саму музыку. Конечно, невозможно в одной статье передать всю гамму впечатлений от саундтрека. Поэтому, можно считать эту статью лишь маленьким путешествием в мир звуков города Silent Hill, где с неба падает пепел (не от сигарет, а от сожженных ненавистью людских душ), где вечный туман и обитают странные создания, которых обычный человек назовет монстрами, но которые на самом деле – нечто большее, чем просто монстры, они – часть этого города, они его внутренности… Как и заброшенные дома с облетевшей штукатуркой, увядшие цветы, покрывшиеся пылью предметы некогда существовавшего интерьера. Но чтобы не только послушать эту музыку, но и услышать ее, понять, надо полюбить этот город, полюбить его всей душой – и тогда он подарит вам ощущения небывалой грусти сбивчивых переборов гитарных струн, тяжесть испуга, чувственность нежных клавиш… И вы не пожалеете ни об одной минуте той едва уловимой гармонии, которую несет каждая композиция…


          По мнению даже самых закоренелых скептиков и критиков, саундтреки ко всем сериям «Silent Hill» являются одними из лучших в истории компьютерных игр. Причем, музыкальные темы хороши не только в качестве «аккомпанемента» к действию, но отличаются и самоценностью.
          Открывает эту симфонию затаившегося кошмара альбом «Silent Hill: original soundtrack» - естественно, к первой части игрового сериала. И мгновенно, с первых аккордов, он обволакивает слушателей глубоким, как туман, и тревожным эмбиентом, напряженным индастриалом и нойзом, который скорее являет собою отдаленный шум чего-то неводомого, но жуткого, вызывающего желание оглянуться и бежать…
Что и делают персонажи этой игры. Уже с самого ее начала главный герой Гарри бросается в погоню за тенью, похожей на его потерявшуюся дочь Шерил. Но находит он вовсе не ее, находит он ужас, заполняющий весь его разум, и чтобы выжить, он должен стать частью этого ужаса…


          В «Silent Hill 2» большинство композиций – все тот же, неизменный и очень своеобразный нойз в сочетании с эмбиент и индастриал. Музыкальный ряд наполнен эффектами, похожими на удары парового молота или скрежета бензопилы по металлической стене. И рядом, тут же, плачет фортепиано, нежно звучат гитарные партии, скрипка и глубокие ударные. Есть и серьезный тяжеляк: грамотно прописанный бас, тревожный ритм ударных, тягостная и мрачная атмосфера… И что бы там не говорили про то, что звуком напугать невозможно - не верьте, если вы послушаете это пару часов в комнате без света, то… в общем, проверьте сами. Возможно, вы ощутите нечто такое, что ощущал Джеймс Сандерленд, пожалуй самый трагический персонаж всех серий игры, когда получил письмо от своей умершей жены. Переживите эту страшную и пугающую историю вечной любви и нечеловеческих страданий, историю искупления грехов и стремления к счастью, историю, которую расскажет вам эта музыка…


          Альбом композиций к «Silent Hill 3» приобретает уже новые черты, в нем талант Акиры Ямаока раскрывается и с поэтической стороны, -  появляются вокальные композиции в исполнении Джо Ромерсы и незаурядной американская певицы и актрисы Мэри-Элизабет МакГлинн, больше известной как Мелисса Уильямсон. В стихах, положенных в основу таких композиций, как «Letter - from The Lost Days», «You're Not Here», «Rain of Brass Petals», скрыт глубокий смысл, постичь который можно, лишь пройдя игру до самого конца. Мелисса поет и говорит за главную героиню игры Хезер, безошибочно передавая эмоции и очаровывая интимностью – создается впечатление, что песни эти – только для вас, что они несут в себе тайну, разгадать которую сможете именно вы. Великолепные рок-композиции с вокалом Мелиссы отражают смятение чувств, страх и крик души юной героини истории «Silent Hill 3», попавшей в оковы чужих грехов, ее стремление к свободе, решимость узнать правду о своем рождении. Эти песни приведут вас в мир иллюзий, столь реальных, что их невозможно отличить от действительности. Вы узнаете еще одну судьбу, судьбу семнадцатилетней девушки с чистым сердцем, прочитаете её нотами виртуозных гитарных риффов, динамичных ударных партий и обволакивающего эмбиента.

Мелисса Уильямсон (Мэри Элизабет МакГлинн)

          Мелисса Уильямсон начала свой путь исполнительницы музыки в стиле dirty-pop (смесь трогательных мелодий с жесткой, откровенной лирикой) когда ей было всего пять лет. Маленькая девочка объездила, давая концерты, почти все города США и уже тогда завоевала любовь и признание публики. Кроме пения Мелисса увлекалась игрой на гитаре, и среди музыкальных «учителей» называет таких монстров рока и панка, как AC/DC, Boston, Ella Fitzgerald, OneLine Drawing, Promise Ring, и Green Day. Своей манерой исполнения и гитарными риффами она подорвала традиционное отношение к поп-музыке. Певица признается: «Я хочу, чтобы люди изменили свое мнение о поп-жанре, чтобы перестали видеть в нем только коммерческую музыку для толпы.» И слушая ее песни, действительно что-то меняется в восприятии… Возможно, именно ее глубокий, мягкий и сильный голос – это и есть тот инструмент, который открывает души людей и заставляет восхищаться или переживать вместе с ней…



          Одну из композиций –«Hometown» - исполняет Джо Ромерса. В эмоциональной огранке его голоса особенно приятна незабываемая игра октав, которые плавают в почти японском произношении слов. Это и неудивительно, ведь в японской арт-индустрии он работает с незапамятных времен.
          Наконец, четвертая глава великой серии игр представлена альбомом «Silent Hill 4: The Room. Limited edition soundtrack». Вокальных композиций здесь стало еще больше, их стиль еще немного изменился, музыка стала сложнее, но и планка качества никак не упала. Акире удалось сохранить связь с предыдущими саундтреками серии, и в то же время внести нечто новое в неотступное ощущение вселенской грусти, присущее всему, что связано с туманным городом Silent Hill, расширить глубину восприятия звука. Великолепна мрачная колыбельная «Room of Angel», точно выражает подавленное состояние героев депрессивная «Tender Sugar», а в конце обязательно заиграет ободряющая «Cradel of Forest» в исполнении Джо Ромерсы. И пока звучит музыка, вас будет неотступно преследовать ощущение непрерывного страшного сна. Ведь на этот раз сюжет игры обретает новую направленность, и в нем вы, в лице фотографа Генри Тоуншенда, обречены на бесконечное блуждание по миру ночных кошмаров очередной жертвы дьявольского культа городка Сайлент Хилл – Уолтера Салливана. В отличие от предыдущих серий, в ходе «Silent Hill 4: The Room» раскрывается сложная личность Уолтера намного многограннее, чем личность протагониста Генри. В этом состоял и риск кампании Konami, кардинально изменившей структуру игры, и новаторство, в итоге оказавшееся вполне оправданным – играть стало немного сложнее, да и противостоять реальному человеку, а не монстроподобному лику Самаэля, еще интереснее.



          Теперь я хочу сказать лишь одно: если ко всему вышесказанному вы не остались равнодушны, если вы хотите не только слушать музыку, но и думать о том, что вы слышите, не только заполнять музыкой тишину, но и всецело отдаваться ей, расширить свое восприятие и выйти за рамки привычных жанров, если вы готовы окунуться в бездну музыкальных переживаний и однажды очнуться от них обновленным, то этот саундтрек просто создан для вас.

Вместо эпилога, или мир будущего.

                                                                                      Маленький мальчик по имени Петя
               Взял поиграть Silent Hill у соседей.
       Час слышны вскрики, потом — тишина.
     Здравствуй, психушки веселой стена!

          В настоящее время Акира Ямаока работает вместе с Мелиссой Уильямсон и Джо Ромерсой над саундтреком к пятой части игры – «Silent Hill: Origins». Кстати, в новой части Konami хочет вернуться к идее, положенной в основу «Silent hill 2», а это означает, что разработчики задумали мощный сюжет, который никак не связан с другими играми серии, но как-то относящийся к тёмной истории города Silent hill. Так что же это за сюжет?




        Konami хочет держать это в секрете так долго, как только возможно. Но уже просочились некоторые подробности: «В 2006 году игроки во всём мире вернутся в Silent hill в последний раз. Впервые в серии прохожднение будет основано на принципе "flashback". Он будет пересказывать историю, произошедшую с героем во время его прибывания в городе, который хуже ада.» В конце игры обещано множество неожиданных поворотов сюжета и безумных перепетий. Выход же последней главы «Silent Hill» запланирован на середину 2007 года. А это совсем скоро…
          И помните: вам нечего бояться, кроме страха!


  Melissa Schwarz 
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий